ОБЩЕСТВЕННЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМИТЕТ По Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному
федеральным округам

  Звони:

 +7 (383) 221-55-46
 +7 913 923-67-56

oak1

Общероссийский народный фронт

 

 

Кабанов Кирилл Викторович

 

Анализ уровня  коррупции  
отчет  Общественной приемной  АНО   "СПРАВЕДЛИВОСТЬ"

 

 

Автономная некоммерческая организация «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» является институтом гражданского общества, одного из важнейших  механизмов общественного контроля над деятельностью органов власти различного уровня. На основе количества жалоб, поступивших в Общественную приемную на работу государственных и правоохранительных органов  определен показатель взяточничества. Для равного доступа к услугам приемных расположенных  от Урала до Дальнего Востока, жалобы на коррупционные нарушения принимаются по всем каналам коммуникации: по телефонам, в письменном виде посредством  почты России, через электронную почту, принимаются по факсу и на личном приеме.

 

Динамика обращений  граждан выглядит следующим образом:    за период с 20 января 2015 года  по 31 мая  2016 года поступило всего 12 150 обращений из них 8525, содержащих информацию о  коррупционной  направленности из них  4500   о нарушении трудовых прав граждан и нарушений в системе ЖКХ. На личном приеме принято  7555 граждан.

 

К общественным представителям обращаются граждане разной социальной направленности, но чаще всего  и в  основном это  лица так называемой слабозащищённой категории: пенсионеры, ветераны, инвалиды, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подследственные и осужденные, ветераны Великой Отечественной войны и труда, не имеющие возможности защитить свои права самостоятельно. Вместе с тем в трудной жизненной ситуации может оказаться каждый, поэтому нередки обращения и от лиц из числа государственных и муниципальных служащих, а также граждан, имеющих высшее юридическое образование.  Если в первые годы существования нашей организации   граждане обращались  в основном за помощью в оформлении жалоб и обращений, то сегодня круг проблем, с которыми обращаются люди, очень широкий. Основную часть составляют обращения, касающиеся качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, нарушений в сфере трудовых и жилищных правоотношений, выплаты заработной платы, устройства на работу.

 

Среди обратившихся: граждане до 30 лет - 10%, от 30- 50 - 35%; от 50 и выше — 55%. Из обратившихся служащие составляют - 22%, представители бизнеса - 35%, рабочие - 20%, медработники - 3%, представители органов МВД - 2% из общего количества обратившихся 35% это пенсионеры.
Остается стабильной гендерная характеристика заявителей: доля мужчин составляет 66% от общего количества письменных обращений и 42% от всех устных обращений. Стабильно высоким остается количество обращений, поступающих от подозреваемых и обвиняемых лиц, в отношении которых осуществляются следственные действия, а также от их родственников. В 2015 году таких обращений 23% общего количества обращений, что несколько меньше прошлого уровня - 27%. При оценке количества жалоб из мест принудительного содержания и исполнения наказаний видно, что значительная их часть приходится на несогласие с судебными решениями, обжалование процессуальных нарушений в ходе досудебного расследования, а также связана с сохранностью жилья, имеющегося до заключения под стражу, и получением гражданства.

 

Мониторинг обращений показывает, что наибольшее их количество не является собственно жалобами о нарушении прав граждан, а содержит просьбы о даче пояснений по тем или иным жизненно важным для заявителей вопросам, предоставлении информации и оказании правовых консультаций.  Вместе с тем данные примеры свидетельствуют и о том, что заявители были вынуждены обратиться в организацию  в связи с не реагированием или не разъяснением их прав соответствующими компетентными органами, либо просто не знали, куда им обратиться в силу недостаточной правовой грамотности. Наибольшее количество обращений, поступивших в наш адрес по правам человека, по-прежнему приходится на нарушения социальных прав граждан это около 40%, в том числе 13% -  в сфере жилищного законодательства, 11%  – трудовых прав граждан и 65 3%  – пенсионного обеспечения. Несколько уменьшилось количество жалоб, связанных с применением норм гражданского, процессуального и исполнительного законодательства, а также жалоб, связанных с соблюдением прав подследственных и осужденных, хотя они по-прежнему занимают ведущее место в общем числе обращений: 15% и 23%  соответственно.

 

Рассмотрение обращений граждан является для нас основным содержанием деятельности.  При проведении мониторинга обращений Экспертным Советом сделан следующий вывод:

 

На основании  результатов  исследования, больше всего взяточничество распространено среди представителей судебной системы. Уровень коррупционности судей оценивается в размере 30%. Из содержания жалоб можно сделать вывод, что гражданам стало сложнее отстаивать свои интересы в суде, если стороной спора являются органы государственной власти, правоохранительные структуры или крупная коммерческая компания, аффилированная с государственными органами.

 

На местном и региональном уровне при судах нередко существуют адвокатские образования - "системы черных адвокатов".  Пользуясь известностью, полученную не за счет мастерства и умения выстраивать защиту клиентов,  на основании  законодательства Российской Федерации, а за счет имеющейся у них возможности "уладить" и "решить" вопрос с судейским сообществом за вознаграждение.

 

Убежденность некоторых граждан в том, что все проблемы с законом можно решить с помощью подкупа т. е. путем взяточничества, приводит к процветанию мошенничества. Так, есть большое количество "посредников", которые обещают уладить спор в суде за вознаграждение. Судьи с такими специалистами чаще всего не сотрудничают, так как, взаимодействуя с ними, велик риск попасть в поле зрения правоохранительных органов.

 

Несмотря на проведенную масштабную реформу в органах полиции,  именно правоохранительным органам  достается печальное второе место в коррупционном рейтинге. Уровень ее взяточничества оценивается в 22%. Но  количество жалоб на участие органов МВД в заказных уголовных делах в отношении крупного бизнеса с целью рейдерского захвата в целом сократилось. В области бытовой  коррупции - вымогательство мелких взяток - снизилась почти на 55%. Однако жалобы на сотрудников полиции, следствия и патрульно-постовой службы остаются стабильно высокими.

 

Количество жалоб на коррупционное поведение в органах прокуратуры составляет 18%. Но, как показывает анализ обращений, подавляющее число жалоб не имеет доказательств совершения коррупционных действий. Зачастую органны прокуратуры ненадлежаще исполняют свои обязанности в рамках проведения надзорных функций возложенной на них Федеральным законом «О прокуратуре в Российской Федерации».

 

Находят подтверждения и жалобы на ФСИН. Заключенные считает, что он сталкиваются с коррупцией в том или ином проявлении. Уровень коррупционности ФСИН на основе количества жалоб составляет 3%. Увеличилось число жалоб на коррупцию при содержании и оказании медицинских услуг, при получении условно-досрочного освобождения. Средний размер взятки за условно-досрочное освобождение составляет от 800 тыс. рублей.
На сегодняшний день средний размер взятки в России равен примерно 350 тыс. рублей. Специалисты Экспертного совета Общественной приемной отмечают уменьшение этого показателя. Так, в 2014 году средняя взятка была равна 400 тыс. рублей.

 

В судебной системе, как следует из жалоб, размер взяток составляет порядка от 800 тыс. рублей по гражданским делам и процент, если речь идет о крупном споре. По уголовным делам взятка в среднем равна от  полутора миллионам рублей. Но это не гарантирует оправдательный приговор. Так как он вызывает много вопросов. Деньги платятся за получение мягкого наказания или освобождения от ответственности.

 

Средний размер взятки в бытовой коррупции составляет от 100    тысяч рублей.  В среде предпринимательского сообщества — от 800  тысяч рублей. Для людей, которые сталкиваются с проблемами, связанными с правоохранительной системой — от 2-х миллионов рублей.

 

Однако не взирая на то, что уровень коррупции в России по-прежнему высок, по ряду показателей имеется все же и положительная динамика. Бытовая коррупция сокращается, снижаются и  показатели по заказным уголовным делам в сфере предпринимательской деятельности. Если в 2012 году Россия по уровню коррупции достигла своего максимума, то уже к  2015 году наметилась четкая тенденция к снижению.

 

Но в целом наметилась позитивная  тенденция и коррупционная телега перестала нестись с обрыва и тянуть в пропасть за собой все гражданское общество.  Эта тенденция  заключается в том, что процесс освобождения России от коррупционного зла запущен: политическая воля Президента и Правительства страны выражена, законы приняты  в достаточном количестве. За последнее время  принято немало нормативно-правовых актов о противодействии коррупции и  антикоррупционных документов. Создана основа для работы этих законов. Нужно отметить, что в России развивается правовая культура и борьбы с правовым нигилизмом. С одной стороны, увеличивается число лиц, которые отказываются от совершения коррупционных действий. Статистика об этом говорит прямо. Но при этом мы видим рост количества заявлений о фактах коррупционных нарушений, что свидетельствует о внимании граждан к совершаемым нарушениям и желании заявлять о них открыто.

 

Сложности со снижением уровня коррупции в России связаны с тем, что она распространена на всех уровнях взаимодействия гражданина с государством. Даже в детских садах и школах есть сборы полулегального характера. Со школьной скамьи молодые люди привыкают к тому, что для того, чтобы решить тот или иной вопрос и было хорошо, надо платить. Поэтому в кратчайшие сроки требуется искоренить сам принцип решения проблем с помощью деньг.

 

Залогом успеха снижения уровня коррупционных проявлений  является предоставление населению государственных услуг. Однако не взирая на это, многие все же считают необходимым предложить чиновнику дополнительный бонус за скорейшее выполнение работы невзирая на то, что  чиновник обязан добросовестно выполнять  свои обязанности, за которые получает зарплату. Выполнение им своих служебных функций не требует доплаты. Когда это станет правилом для всех, коррупционного поведения  станет меньше, а  так называемая коррупция  бытовая — непременно уйдет в прошлое.

 

Уровень коррупции выше в крупных городах. Взяточничество и коррупционное поведение процветают там, где успешно развиваются бизнес, промышленность, производство. Чем меньше город, тем сложнее скрыть факты взяточничества. В маленьких городах, где все друг друга знают, риск попасться с поличным намного выше, а размер взяток меньше. Чиновники в них держатся за должность и карьеру, так как имеют больше шансов ее лишиться и потерять все.
Руководством страны и гражданским обществом противодействие коррупции и коррупционерам ведется планомерно и очень серьезно.