ОБЩЕСТВЕННЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМИТЕТ По Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному
федеральным округам

  Звони:

 +7 (383) 221-55-46
 +7 913 923-67-56

oak1

Общероссийский народный фронт

 

 

Кабанов Кирилл Викторович

 

Коррупция  в современной России  правит балом

Ушел в историю 2012-й,  время уже  ведет отсчет дней  наступившего  2013 года, а  на «фронтах»  в  области борьбы с  коррупцией  практически  ничего не изменилось. Коррупция «правит балом» разрушая  общественное  сознание  и нанося ущерб экономике страны. Несмотря на все принимаемые меры, размеры взяток, не только не уменьшаются, но и стремительно растут. Коварная дама под именем коррупция сводит  на нет все  организационные достижения государственного управления.  Президент России В.В.Путин создал и возглавил «Совет по противодействию коррупции в Российской Федерации» и, казалось  вот, наконец – то  наступит ее крах, но не так - то было…на уровне местных муниципалитетов  идет полное игнорирование.

Да в  России сегодня ведется активная  антикоррупционная  борьба, но  коррупция как зловредная бактерия – мутирует и  становится нечувствительной к антикоррупционным «прививкам». Раковая опухоль разрастается и все глубже проникает в глубины российского организма.

Если, в 2008 году средний размер взятки в России составлял  9 тыс. рублей, то в  2011 году этот показатель достиг значения в 100 тыс. рублей. Стремительный рост  коррупционной мзды является ответом на принимаемые против коррупционеров меры: рискуя, мздоимцы  начинают брать больше, чтобы покрыть свои риски.

Точное определение коррупции даёт Конвенция  ООН о борьбе с коррупцией - это злоупотребление государственными полномочиями с целью получения личной выгоды. Но, коррупция это не  только взяточничество, это  и незаконное завладение бюджетными средствами, но и использование служебного положении в личных корыстных целях.

Расцвет коррупции произошел  при переходе страны к товарно-денежным отношениям в начале 90-х. Нувориши от бизнеса не скупились на подачки чиновникам за «правильное решение» нужных вопросов. В результате чего произошло срастание бизнеса с госструктурами и криминалом, и  разорвать которое теперь довольно трудно, а в некоторых  случаях  просто не возможно.

 Между тем, коррупция в Российском государстве  ведёт к значительному удорожанию услуг и товаров, от чего страдает значительная  часть населения страны. Она обрекает экономику на деградацию, окончательно дискредитируя действующую политическую систему и государственную власть в целом. Перед коррумпированным бюрократическим аппаратом народ чувствует себя беззащитным заложником. А значит, копит обиду и до поры до времени безмолвствует и сжав зубы идет на поклон и несет свои кровные коррупционерам, что порождает у некоторых  политиков ошибочные представления о политической ситуации в стране.  Самое парадоксальное то, что есть  еще такие как, академик Р.Р. Гринберг считающий,  что коррупция полезна. Он утверждает, что  без неё  страна погрязнет  в бунтах и революциях. С коррупцией и массовым обнищанием населения – финал один и тот же - катастрофа.  Коррупция сегодня не просто метод социальных отношений ведущей экономику страны к развалу, она  в эпоху вступления России в ВТО,  предоставляет угрозу национальным интересам и  безопасности страны.

За последнее время принят целый ряд законодательных актов и, казалось бы,  есть законодательная база, есть планы противодействия, намерения высшей власти – самые решительные. Но государственная телега несется в  коррупционную пропасть. Антикоррупционные законы  зияют дырами, а решимость явно грешит декларативностью. Народ и бизнес, страдая от чиновничьего беспредела  -   воровства, злоупотреблений, и законодательного несовершенства предпочитает напрямую и оперативно решать возникшие вопросы и проблемы путем откатов и подношений.  В государственных органах и ведомствах созданы различные департаменты и комиссии по выявлению коррупционных схем, созданы различные структуры собственного внутриведомственного расследования. Однако это не приносит никаких результатов так, как эти структуры стараются «загасить» коррупционный скандал и что называется «не выносить сор из избы» «замыливая глаза»  разъяренной общественности разного рода отписками.

Некоторые из них идут еще дальше и начинают преследовать и бороться с теми гражданами и общественными объединениями, которые  позволили  себе выявлять различные коррупционные схемы и жаловаться, бороться за справедливость, отстаивать Конституционные права, т.е. противодействовать коррупции. Эти коррумпированные  элементы,  защищая  коррупционное  поведение своих подчиненных, широко пользуют разные изощренные методы, но самое эффективное это так называемое «телефонное право». На лицо конфликт интересов и желание во что бы то ни стало защитить коррупционную паутину, которая по-прежнему окутывает нашу страну, а значит защитить коррупционный спрут, который позволяет им «зарабатывать» на проблемах российских граждан. Но самое страшное,  что это является доказательством   существования   двойственной  политики  в   государственном   управлении страны.

Например, ст. 291 УК РФ дачу взятки квалифицирует едва ли никак более тяжкое преступление, чем её получение. Хотя большинство людей просто вынуждают  прибегать к ней. В итоге за получение взятки в 2009 году было осуждено 2 тыс. человек, а за дачу – 3,5 тыс. А как суды борются с уже изобличёнными коррупционерами? Как показывает практика, выносимые решения Арбитражных судов РФ просто способствуют рейдерским захватам и распространением коррупционных схем. Почти 70 % чиновников, осуждённых за коррупцию в России, отделались условными мерами наказания?!  К тому же в антикоррупционные сети в основном попадает пока «коррупционная плотва», а акулы отсиживаются под домашними арестами из-за  «отсутствия» доказательной базы. Такими половинчатыми мерами коррупция в стране вряд ли будет побеждена даже в отдалённой перспективе.

Государству, абсолютно наплевать на какие средства общественные организации осуществляют свою деятельность и борются с коррупционными магнатами – миллионерами. Другими словами финансирование противодействия коррупции отдано на откуп самим борцам и за их собственный счет. Но народ этого не понимает и воспринимает, например нашу организацию МОО РАП «Общественный антикоррупционный комитет», осуществляющей  общественный контроль над деятельностью органов государственной власти, как государственный институт по противодействию коррупции. Государство, объявив войну коррупции, законодательно не обозначило,  как  будет финансировать и обеспечивать защиту граждан ведущих борьбу с коррупционерами. Ответственность за антикоррупционную работу в стране  возложена на  серьезные и грозные органы -  Генеральная Прокуратура  и Следственный комитет РФ, Министерство МВД РФ. Но раз от разу  случается  нечто, что убеждает общественность: коррупционный вирус поражает  самих «лекарей».

И пока такая практика будет существовать,  не улучшится инвестиционный климат, а это значит, что не видать нам достойного инвестирования зарубежного капитала в экономику страны.

Но не все  еще так печально и  как показывает мировая практика, для успешной борьбы с коррупцией нужны: политическая воля и желание высшего руководства, снятие «сановной неприкосновенности» с высших эшелонов власти, реальность и неотвратимость наказания и только  тогда можно рассчитывать на то, что борьба с коррупцией будет успешной.

Уже с первых дней своей деятельности по противодействию коррупции поняла, а теперь со мной соглашаются  многие  наши эксперты, что стране не обойтись без создания отдельного, принципиально нового органа – Федеральной службы по противодействию коррупции. В странах Европы  и  Азии – подобные службы успешно себя зарекомендовали. В круг их обязанностей входит проведение расследований по коррупционным делам, ходатайства о  прекращении полномочий попавшихся на взятках должностных лиц и многое другое. Ничем кроме коррупции такие органы не занимаются, и это во всех отношениях хорошо: меньше возможностей – меньше искушений. Успешным примером такой модели является Бюро по расследованию случаев коррупции Сингапура. Методы этой структуры отличаются жесткостью, а полномочия – беспрецедентной широтой: сингапурское Бюро может без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупции, имеет право проверять их личные банковские счета, а также выяснять имущественное положение родственников и доверенных лиц. Именно наличие таких возможностей у контролирующего органа позволяет эффективно бороться с этим злом и обеспечивает Сингапуру стабильное вхождение в тройку стран – общепризнанных мировых лидеров по борьбе с коррупцией.

Известно, что засилье коррупции в Гонконге на рубеже 60-70-х имело просто угрожающие размеры. Главным орудием в борьбе с ней стало создание в 1974 году Независимой комиссии против коррупции. Причём НКПК была выведена из подчинения МВД и органов госбезопасности, получив широкий круг полномочий. Первый год деятельности новой структуры принёс «жатву» в виде ареста 200 крупных чиновников. В итоге Гонконг превратился в один из «чистейших» регионов мира. Если в средине 70-х коррупция охватывала 90 % его госаппарата, в конце 90-х – только 6%. Так что реальная война с коррупцией даёт вполне реальные результаты.

Но чтобы осмелится на неё, надо быть  бесстрашным воином. Ведь на войне иногда стреляют не только в криминальных авторитетов но и в том числе  в представителей высших эшелонов власти… А пока коррупция в нашем государстве остается угрозой пострашнее  стихийного бедствия.